История одной восьмиклассницы

Эта история из практики школьного психолога.
Пятница, а это значит, что сегодня я работаю допоздна: по расписанию с 18.00 до 20.00 у меня консультирование родителей по запросу.
Школьные коридоры опустели. Тишина.
Слышу звук приближающихся нескольких пар шагов.
В мой кабинет заходят трое: бабушка, мама и девочка лет четырнадцати. Рассаживаются. Девочку сажают ближе ко мне.
Мы знакомимся. Затем бабушка оживленно рассказывает. Мама поддакивает и иногда вставляет короткие фразы. Девочка сидит, молча глядя в сторону.
«Нас к вам отправила учительница химии. Лена ничего толком не может запомнить. Е.Б. говорит, что становится все хуже, так как программа усложняется, и если так будет продолжаться, то что мы тогда в девятом классе делать будем! Уроки делаем до часу ночи! Гулять некогда. Я всегда сижу рядом с ней, все проверяю. Устные предметы она мне пересказывает. Так тяжело ей учеба дается. Помогите нам развить память».
Перевожу взгляд на Лену. Она сидит с опущенной головой, и кажется, сейчас заплачет. Пытаюсь заговорить с ней. Она как будто замкнулась в себе.
Беру набор картинок, по которым составляют рассказ, и предлагаю Лене разложить их по порядку: с чего все началось, что было потом, и чем все закончилось. Задание, которое может легко выполнить даже шестилетний ребенок. Конечно, Лена все делает правильно. И разложив картинки, оборачивается и вопросительно смотрит на бабушку.
Через два месяца я проводила тренинг в классе, в котором учится Лена. Начала с того, что раздала ребятам маленькие листочки и попросила их написать, кем они хотят стать в будущем. Задание анонимное, собираю листочки. Когда очередь доходит до Лены, и она отдает мне свой листок, вижу надпись: «Я ХОЧУ БЫТЬ НИКЕМ».
Размышляя над случаем.
Родители и бабушки всегда хотят для своих детей и внуков лучшего, но у каждого свои понятия об этом лучшем.
В этой истории доминирующая бабушка, которая взяла воспитание внучки в свои руки.
Рассказывая ситуацию, бабушка постоянно употребляет местоимение «мы», демонстрируя свое слияние с внучкой. Ничего не напоминает?
Так говорят мамы о своих грудничках: мы поели, мы погуляли. На первом году жизни такое слияние вполне обосновано. А дальше? А дальше ребенок начинает ходить, говорить, держать ложку и т.д. У ребенка постепенно развивается автономия. Местоимение «мы» вполне уместно в любом возрасте, если мы что-то делаем вместе, например, «мы поехали в театр», «мы пообедали» и т.д. Когда речь идет про другого человека, то употребление местоимения «мы» звучит, по крайней мере, нелогично. Например, «в школе на уроках мы витаем в облаках». Встает закономерный вопрос к взрослому: «Вы тоже на уроках витаете в облаках?»
 Приходилось ли вам слышать такое: «мы поступили в институт», «мы сдали сессию»? Звучит странно.
В этой истории бабушка видит проблему в плохой успеваемости внучки и пытается ее решить. Иначе говоря, хочет подогнать Лену под свой шаблон. «Я была комсомолкой и отличницей», - сообщает бабушка. А у Лены средние способности, и она не может соответствовать бабушкиным ожиданиям и амбициям, но вполне может выбрать себе профессию и поступить в колледж или училище.
Проблема учебы решается в ущерб здоровью. «У нас нет времени на прогулки. Мы и так не успеваем все сделать». «Мы не можем раньше ложиться спать. Как идти в школу с невыученными уроками?»
Не хватает времени на уроки там, где у одноклассников Лены хватает времени и на уроки, и на общение, и на компьютерные игры! Налицо бабушкин перфекционизм: надо все сделать идеально.
Оказавшись заложницей домашней учебы, Лена лишается наполненности жизни: нет кружков по интересам, отсутствует внешкольное общение со сверстниками, что очень важно в подростковом возрасте, нет интересного досуга. Плюс контролирующая бабушка, которая все решает за Лену, не дает формироваться ее самостоятельности.
Отсюда и желание быть некем, а точнее отсутствие желания быть кем-то.
Чем может помочь психолог.
Психолог может помочь Лене вернуться к свои эмоциям, желаниям, интересам, поработать с ее образом Я, который задремал под гнетом доминирующей бабушки. Поразмышлять о будущем, какой хочет Лена видеть свою жизнь через 5, 10 лет. Поговорить об ответственности, о возможности ставить приоритеты в решении задач, о том, как можно грамотно распоряжаться своим временем. Поразмышлять о том, как стать уверенным в себе человеком и что для этого нужно делать.