История про кактус, колючки, злость и дружбу

Рома, мальчик восьми лет, приходил ко мне уже несколько раз. От его мамы я знала, что у Ромы не складываются отношения с одноклассниками: те задирают его, а он злится и бьет их. Рома очень расстраивался из-за того, что у него нет друзей в классе.
И тут замкнутый круг: Рому дразнят и не хотят с ним общаться из-за его агрессивных реакций, а Рома не может перестать драться, потому что его дразнят. Учительница почти каждый день ругает Рому за плохое поведение.
Как помочь Роме? Объяснить ему, что с ним не хотят дружить из-за того, что он дерется? Сказать: «не обращай на них внимания, им надоест тебя дразнить, и они перестанут?» Для восьмилетнего ребенка эти советы - пустой звук. Самоконтроль еще низкий, его едва хватает на то, чтобы отсидеть 45 минут на уроке. Где уж тут не ударить обидчика?
Прежде всего, надо познакомить мальчика с его эмоциями, ведь он не понимает, что с ним происходит. Каждый день он слышит о своем плохом поведении. Но ведь поведение не рождается на пустом месте, за ним стоят переживания.
И только тогда, когда Рома поймет, что он дерется, потому что злится и обижается, и что эти эмоции нормальны в ситуации, когда тебя дразнят, можно будет делать шаги по коррекции поведения.
Все мои попытки поговорить с Ромой об эмоциях и о том, для чего они нужны человеку, не увенчались успехом. Рома искал формальные правильные ответы, как будто он стоит у доски.
Мама Ромы сказала мне по телефону, что после очередного занятия он сказал ей, что ему неприятно говорить о злости.
Я стала искать другие пути. Думая над ситуацией Ромы, я вдруг поймала себя на мысли, что он напоминает мне кактус: такой же колючий.
На следующем занятии я попросила Рому нарисовать кактус. Он нарисовал кактус, висящий в воздухе.
Психолог: Твой кактус дикий или домашний?
Рома: Домашний (рисует горшок и горизонтальную черту под ним).
П: Этот кактус сильно колется?
        Р: Иногда колется, иногда нет. Он внутри добрый, а снаружи злой.
П: Он внутри добрый, а снаружи злой… А почему он снаружи злой?
Р: Потому что другие кактусы его обижают, а он хочет дружить.
П: Хочет дружить с теми кактусами, которые его обижают?
Р: Нет, с другими. Но они не хотят с ним дружить, потому что у него колючки.
П: А почему у него колючки?
Р: Его обижают и называют колючкой, поэтому он злится на тех, кто его обижает.
П: Что может сделать кактус, чтобы подружиться с другими кактусами?
Р: Не знаю.
П: Я тоже не знаю. Давай подумаем.
Р: Забыть.
П: Что забыть?
Р: Что его обижают.
П: Это нелегко… Я думаю, что все дети когда-нибудь попадают в такую ситуацию, когда их обзывают и обижают. И тогда хочется обозвать обидчиков или даже ударить их. Но перестанут ли они от этого обзываться?
Р: Нет.
П: Дети обзываются, потому что они еще не умеют общаться, они только учатся. Думаю, что когда дети обзываются, то можно сказать им: я сейчас злюсь, и я могу придумать десять слов, чтобы тебя обозвать, или я могу тебя ударить, но не буду этого делать. Как ты думаешь?
Р: Думаю, что так можно.
П: Твой кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
Р: Рядом еще кактусы.
П: А каким твой кактус будет, когда вырастет?
Р: У него будут цветы, он станет красивым.
П: Он уже красивый... Посмотри на свой рисунок: хочется еще что-нибудь нарисовать?
Р: Да.
Рома рисует цветы на кактусе, подоконник и другие кактусы рядом, окно с небом и солнцем.
С помощью рисуночной методики «Кактус» Рома понял, что чувствует злость и обиду, когда его дразнят, а у меня появилась возможность подсказать ему возможный вариант поведения в такой ситуации. Таким образом то, о чем Рома категорически отказывался говорить, он смог рассказать, используя образ кактуса.
Дальше мы проработали эмоции Ромы, используя рисунок и сказку. Через некоторое время Рома смог по-другому реагировать на обзывательства и дразнилки одноклассников. И скоро у Ромы появились друзья.