Давай забудем это!

В этой статье речь пойдет о детской психологической травме и о психотравме вообще. Многие люди думают, что самый лучший способ справиться с психотравмой – забыть об этом поскорее, выбросить из головы, как будто ничего и не было. Многочисленные научные исследования говорят об обратном: непережитая вовремя травма и невыраженные переживания блокируются в нейронных сетях головного мозга и периодически дают о себе знать неприятными сновидениями, флэшбэками, подавленностью и прочими явлениями.
Это был всего лишь телефонный разговор, но разговор с большим смыслом.
– Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, вы работаете с последствиями насилия? - прозвучал на другом конце «провода» женский голос.
– Работаю, - ответила я.
– У нас такая ситуация: моему ребенку три с половиной года, в детском саду воспитательница била детей и моему досталось. Сейчас она под следствием, и мы собираем бумаги, как можно больше бумаг. Мы это дело так оставить не можем. Вы же пишете заключение для суда?
– Нет, заключения для суда я не пишу.
– Но я вас нашла в интернете, я хотела обратиться именно к вам. Для меня важно эмоциональное состояние моего ребенка. Он постоянно играет в это с игрушками. Это невыносимо.
– Это хорошо, что он играет в это. Взрослым бывает нелегко смотреть на такие игры, но для ребенка они важны. Он сам себя лечит. Главное, не запрещайте ему.
Пауза.
– Если честно: двое психологов, к которым мы уже обращались до вас, сказали совсем другое.
– Что именно они сказали?
– Что это надо забыть. Нужно сказать ребенку: давай забудем это.
– Нет. Ребенку нужно это проиграть. У детей есть надежный способ справиться с травмирующей ситуацией, в отличие от взрослых. И это игра. В игре ребенок выражает свои эмоции и неприятные переживания. Ему становится гораздо легче.
– Но вы же дадите заключение по результатам беседы с ребенком, если мы к вам придем?
– Нет, я не пишу заключения для правоохранительных органов. Квитанция – это все, что я могу вам дать. И с такими маленькими детьми не беседуют, это практически бесполезно. Основной метод работы с ними – игротерапия, то есть та самая игра, в которую ваш ребенок уже играет.
В работе с маленькими детьми, пережившими психотравму, психолог сначала дает возможность ребенку проиграть ситуацию с игрушками и выразить таким образом свои переживания, а затем встраивается в сюжет, моделируя положительный исход. Например, в данной ситуации психолог может взять игрушку-полицейского или другого взрослого человека и заступиться этой игрушкой за детей, прогнав злую воспитательницу. Дальше игру можно продолжить: пришла добрая воспитательница и стала играть с детьми.