История про мудрую сову

Мама восьмилетнего Толи рассказывает: «Он постоянно бьет младшего брата, постоянно. Я ему говорю: ну ты же старше, сильнее, будь умнее. Ну никак не могу с этим справиться. Каждый день младшего до слез доводит».
Причина частых «побоев» стала мне ясна при первом нашем разговоре с Толей. Младший брат дразнит Толю, тот не выдерживает и отвешивает братику подзатыльник. Младший бежит жаловаться родителям. Родители ругают Толю, что вызывает его негодование: «Как? Он же первый ко мне полез!»
Такая ситуация знакома многим семьям, в которых больше одного ребенка. Все призывы родителей к здравому смыслу вроде «будь умнее», «ты же старше» и прочее не увенчиваются успехом.
Как правило, родители на стороне младших детей: «Ну он же еще маленький!». Это вызывает у старших обиду, ревность, чувство несправедливости и еще много разных неприятных эмоций.
Психолог: Что ты чувствуешь, когда твой брат тебя дразнит?
Толя: Я злюсь! Посильнее ему навалять хочется!
П: Слепи злость из пластилина… Что эта фигурка тебе напоминает?
Т: Злого медведя.
П: Злого медведя… А еще что?
Т: Филина или сову.
П: А где живет твоя злость?
Т: Везде.
П: Это как?
Т: Ее выгнали из дома.
П: Кто?
Т: Радость, грусть, страх.
П: Выгнали почему?
Т: Потому что, когда она злится, она ломает мебель и бьет посуду.
П: Она всегда так поступает?
Т: Нет.
П: А что она еще делает?
Т: Читает книги. Помогает радости делать ее работу.
П: Какую работу?
Т: Показывать детям сны, потому что радость сильно устает.
Дальше мы разговариваем о том, для чего нужна каждая из перечисленных Толей эмоций: радость, грусть, злость, страх. Приходим к выводу, что у каждой эмоции есть два полюса: она может нам помогать, а может мешать. Злость, например, помогает заступиться за девочку, если ее обижают, но мешает, если становится слишком сильной, и ты начинаешь больно бить других.
П: Правильно ли сделали радость, грусть и страх, что выгнали злость из дома?
Т: Нет. Без злости они не справятся, а ребенок будет из-за этого уставать.
Показываю Толе на слепленную им фигурку и прошу сочинить про нее сказку. Вот что получилось у Толи:
Жила-была сова. Однажды ночью она сидела на дереве и смотрела по сторонам. И увидела зайку. Мудрая сова знала, что все звери ночью спят, поэтому она спросила у зайки:
- Что ты делаешь на улице ночью?
- Ищу себе еду: морковку, капусту, ягоды, - ответил заяц.
- А почему ты это делаешь ночью, а не днем?
- Потому что я боюсь волка и лисы, а ночью они спят.
Мудрая сова знала, что ночью искать еду трудно и опасно. «Подожди минутку», - сказала она и скрылась в своем дупле. Она вышла с маленьким фонариком и сказала: «Вот возьми этот фонарик, он не просто светит в темноте, он волшебный. Он включается тогда, когда тебе нужно увидеть еду, и выключается тогда, когда волк или лиса оказываются поблизости. Кроме того, благодаря ему ты сможешь быстрее бегать и выше прыгать».
Зайчик взял фонарик, повесил себе на шею, поблагодарил сову и побежал искать еду.
П: Сова в этой сказке какая?
Т: Умная и добрая.
П: А бывает она когда-нибудь злой?
Т: Да, бывает.
П: Когда?
Т: Когда приходят ее враги?
П: А кто ее враги?
Т: Черви и жуки. Они портят дерево. И сова может остаться без дома, и тогда ей и ее детям негде будет жить, и негде будет хранить свои вещи.
П: Что она делает, когда приходят жуки и начинают портить дерево?
Т: Клюет их.
Таким образом, с помощью метафоры и сказки Толя справляется с неприятными чувствами и переживаниями, вызванными осуждением родителей его отношения к младшему брату, а также легализует свою злость и находит ей место среди других эмоций. А это значит, что теперь у Толи есть возможность взять свои эмоции под контроль