Метафора в кабинете психолога

Иногда в работе с подростками и взрослыми у меня рождаются метафоры. Приведу несколько примеров.
Метафора реки.
- Как прошла неделя? - спрашиваю я в начале встречи.
- Не очень… Неспокойная была неделя, - отвечает девушка шестнадцати лет. – Было много контрольных в школе и домашних заданий, реферат надо было срочно писать. С молодым человеком поссорилась.
Можно долго говорить, что в жизни всегда так бывает: напряженные дни, а на смену им приходят спокойные, и так повторяется снова и снова. Но думаю, что она сама это знает. А метафора позволяет нам взглянуть на ситуацию с другого ракурса.
«Жизнь, как река. Движется все время вперед. Иногда она спокойна, и на берегу посидеть приятно, глядя на ровную гладь речной воды. Иногда течение становится быстрым, подхватывает с берегов сухие ветки и уносит с собой. Еще в реке встречаются и подводные камни, и водопады, где речной поток прямо бурлит. Сорвавшись с горы, река бежит вперед, и где-то в долине течение снова становится спокойным».
Метафора закрытой двери
Девочка-подросток тринадцати лет не может найти друзей. Вспоминает негативный опыт начальной школы: постоянно обижали, дразнили. Уже третий год учится в другой школе. Класс хороший, дружный, никто не обижает. Но друзей нет.
Говорит, что боится показаться навязчивой, скучной. Один мальчик пишет ей личные сообщения вконтакте, а она ему не отвечает: вдруг ему с ней неинтересно будет общаться.
 «Ты сейчас, как закрытая дверь, никого к себе не пускаешь. Представь, что хочешь войти в дом, стучишься в дверь, дергаешь за ручку – никто не открывает. Долго ли ты будешь ждать у двери? Захочется ли тебе дальше продолжать стучаться?»
Метафора высотки
Молодая женщина говорит, что должна быть лучше всех.
Клиентка: Я должна быть лучше всех.
Психолог: Должны кому?
К: Себе.
П: Для чего?
К: Мне нужно. Я буду добиваться чего-то, а когда добьюсь, буду дальше добиваться.
П: Чего именно вы будете добиваться?
К: Успеха.
П: Представьте себе высотку, небоскреб. Вы не знаете, сколько там этажей – очень много. Вы начинаете подниматься по лестнице, проходите этаж за этажом. Чего вам хочется?
К: Отдохнуть.
П: Но вы идете дальше. На этих этажах есть кафе, рестораны, кинотеатры, парки развлечений и т.д. Чего вам хочется?
К: Посидеть в кафе.
П: А вы продолжаете идти: вам же надо забраться на самый верх. И вы не знаете сколько еще надо пройти… Как вам это?
К: Мне так что-то не нравится.
Иногда в погоне за желанием доказать кому-то или себе, что я лучше всех, проходит вся жизнь. Оглядываясь назад, понимаешь: «Я не жил, а постоянно чего-то добивался». Невозможно стать лучше всех: всегда найдется кто-то, кто лучше тебя рисует, поет, сводит дебет с кредитом и т.д.
Идея «я должен быть лучше всех» говорит о недостаточной самоценности. Каких бы высот человек не достигал, он будет доволен собой лишь на короткое время.
Цели, конечно, ставить нужно, хотя и это только ваш выбор. Цели должны быть достижимыми, конкретными и иметь сроки. В данном примере цель размыта, недостижима и не имеет сроков осуществления. Человек собирается идти всю жизнь неизвестно куда и непонятно зачем.
И в этом случае подходит метафора высотки: забраться наверх любой ценой, лишая себя всех радостей жизни. А что вы будете делать там, наверху? Нет ответа.