«Гензель и Гретель». Разбор сказки.

«Гензель и Гретель» - немецкая народная сказка, записанная братьями Гримм. Сказка очень интересная по своему содержанию. Народные сказки, как правило, метафорическим языком описывают жизненные ситуации и феномены. В этой статье я разбираю феномены, скрытые в сюжете данной сказки.
Напомню кратко содержание. Родители Гензеля и Гретель жили бедно, и когда денег в семье совсем не стало, они решили отвести детей в лес и там их бросить. Дескать, лучше пусть их съедят волки, чем наши любимые дети умрут у нас на глазах с голоду. Дети, оставшись в лесу одни, пугаются, но не теряют присутствия духа и пытаются найти дорогу домой. Они выходят на поляну, на которой видят красивый пряничный домик. Из домика выходит милая старушка, которая жалеет детей, кормит их и укладывает спать в уютные постельки. А когда дети просыпаются, то вместо уютного пряничного домика и милой старушки они видят грязный дом в паутине и злую ведьму. Гензеля ведьма сажает в клетку и откармливает, чтобы потом его съесть, а Гретель не кормит и заставляет делать всю грязную работу в доме. Однажды ведьма приказывает Гретель набрать из печки золы. Гретель же говорит, что не умеет. Ведьма показывает ей, как это надо делать, а Гретель тем временем толкает ее в печку и закрывает заслонкой. Она освобождает Гензеля, они находят сокровища в доме ведьмы и возвращаются с ними домой. И с тех пор вся семья живет счастливо и безбедно.
Что мы видим в этой истории? Во-первых, родители, взрослые люди, вместо того, чтобы попытаться решить проблему - заработать денег, подстрелить дикого кабана и т.д. - просто бросают детей. Они настолько инфантильны, что обрекают собственных детей на страшную смерть: пусть лучше их съедят волки, зато мы не увидим, как они умрут с голоду. В итоге все заканчивается хорошо. Но кто решил проблему? Дети, которые принесли домой сокровища, на которые и стала жить семья.
Вышеописанное не что иное, как феномен парентификации - смена ролей: дети становятся родителями своим родителям. В жизни такое явление мы можем наблюдать в семьях алкоголиков. Дети начинают заботиться о своих непутевых, неприспособленных к жизни родителях. Да и не только в семье алкоголиков. Иногда родители настолько инфантильны, что не в состоянии справляться с трудностями, решать обычные житейские задачи. И тогда еще не взрослый ребенок берет заботу о них на себя.
Добрая бабушка, которая превращается в ведьму, здесь тоже выступает в роли родительской фигуры. Заботливая и милая старушка – это образ идеальной принимающей, дающей безусловную любовь мамы. Превращение милой старушки в ведьму олицетворяет отвергающую мать, которая не замечает потребностей детей. Еще это удерживающая и всепоглощающая мать, ведь в сказке она собирается съесть Гензеля.
В этой сказке мы видим две противоположные крайние стороны одного явления.
И наконец, «запихивание» ведьмы в печку и побег детей из ее дома олицетворяет идею сепарации. Сепарация дословно означает отделение от родителей. Психологическая сепарация – процесс длительный, он начинается примерно с года, постепенно набирает обороты и достигает своего апогея в подростковом возрасте. Именно подростки открыто заявляют родителям о своей взрослости и самостоятельности и требуют свободы. Цель сепарации – уход из родительской и создание собственной семьи.
Итак, за интересным и довольно-таки жестким сюжетом этой сказки скрывается большая мудрость. Мы видим описание сразу трех психологических феноменов: сепарация, парентификация и архетипы матери.

.