Когда ничего не хочется

        В этой статье речь пойдет о подростках, которых родители приводят на консультацию к психологу с жалобой на то, что «он ничего не хочет» и с вопросом «а как заставить его хотеть?».
        Итак, почему же подростку ничего не хочется? Конечно, причин много, и их нельзя свести в одну сколь-нибудь однородную группу, но здесь хочу рассказать о наиболее часто встречающихся.
        Причина №1: когда родители лучше знают, чего надо хотеть. В этом случае родители почти никогда не интересуются желаниями ребенка, его мнением. Они всегда знают, как и что правильно и транслируют эти знания своему ребенку как истину в последней инстанции. С кем дружить, что одевать, в какой кружок ходить, к чему стремиться – все это дается ребенку извне. И тогда ребенок просто перестает иметь свои желания, ведь они все равно неважны.
Стоит понимать, что дети в силу своей незрелости и маленького опыта действительно нуждаются в руководстве извне. Взрослые заставляют детей делать уроки, не позволяют злоупотреблять чипсами и сладостями, рассказывают «кто хороший друг, а кто не очень» - все эти вещи необходимы. Но важно не подавлять желания детей, а выслушивать, обсуждать, иногда помогать исполнять, а иногда и отказывать по объективным причинам. ВАЖНО, чтобы ребенок мог понимать, где его желания, а где желания других людей и отличать одно от другого.
        Причина №2: когда ребенок не умеет желать. Эта причина не столь распространена, но на практике я столкнулась с таким случаем. «Чего хочешь вообще?», «Что любишь из еды?», «Чем любишь заниматься?», «Кем хочешь стать?». Ответы: «не знаю», «ничего», «мне все равно». Это не сопротивление! Ребенок действительно ничего не хотел, ну разве что чипсов, поиграть на компьютере и всё! Родители здесь не подавляли желания ребенка, но и не научили его желать! Да-да, обычно мы не задумываемся об этом, у детей, как правило, много желаний, и их не надо учить желать. В приводимом примере у мамы была долгая послеродовая депрессия, в семье не принято было делиться впечатлениями. Поужинали – ну и хорошо, вкусно – не вкусно – неважно. Погуляли, сходили в парк – никаких эмоций. Вот ребенок и не научился желать и получать удовольствия от исполнения желаний, большую часть времени скучал.
        Причина №3: телефон и компьютерные игры. Да, все современные подростки проводят там много времени. У некоторых есть вполне серьезные причины: когда в реальной жизни много негатива, есть куда сбежать. Но и те, кому бежать в общем-то  не от чего, тоже готовы часами «сидеть» в виртуальных мирах. Почему так? Потому что там реально интересно и легко и большое разнообразие. Детям 80-х приходилось искать себе развлечения самостоятельно, придумывать что-то новое, изобретать игры, шалить на улице. Наконец, чтение книг тоже было лекарством от скуки. Виртуальные развлечения легкодоступны и не требуют вложения сил, они быстро «затягивают». И если уж они поглотили все время ребенка и заменили ему реальную жизнь, то со временем желание остается только одно.
        Все вышеперечисленные причины психологические, но есть еще и медицинские. Одна из них – слабое соматическое здоровье. Если подросток плохо себя чувствует, тратит много своих немногочисленных сил хотя бы на посещение школы, то вполне объяснимо, что желать уже ничего не хочется. Здесь важно пройти обследование, найти причину и, по возможности, устранить ее. Другая причина – эндогенная депрессия. Если у подростка долгое время снижено настроение без видимых оснований, он сам не может объяснить, что с ним происходит, почему он в печали и ничего не хочет, то это повод обратиться за консультацией к специалисту.
        Подводя итоги, фразу «Мечтать не вредно», я бы заменила на «Мечтать полезно». Есть мечты, есть желания – есть смыслы. Велика вероятность, что будут и цели.